Мы в СРР или из улитки ни ногой
В Интернете и в радиолюбительских кругах постоянно муссируется тема Союза радиолюбителей России и членства в нём. Зачастую, читая многие опусы на эту тему, невольно переносишься в памяти 80–е годы, которые я с благодарностью вспоминаю, как начало своей радиолюбительской жизни. Сама причастность к таинству радиолюбительства и радиолюбительскому сообществу вселяла трепет и радость от того, что я тоже в этой «секте», так же болен, как и другие, с теми же симптомами, как и седые и опытные радиолюбители, обучавшие меня прелестям этой новой для меня жизни.
Однако развал Союза, упадок ДОСААФ, повсеместный разброд, «псевдо демократия» и «лже-свобода» внесли коррективы в мозги многих, кто не перестал быть «больным радио», но заболел, видимо, другими болезнями. И судя по возрасту многих, обострение с годами усиливается. Неужели мы все обречены? Я не верю в это. На пятом десятке рассуждать о необходимости состоять в той или иной организации мне кажется вообще не очень благодарным делом, но, всё же, хотелось вставить свои 5 копеек в эту тему, которая не дает покоя уже не один десяток лет нашему сообществу.
Я даже помню откуда всё началось. А началось с создания новой организации под названием «Союз радиолюбителей России». Вы помните, сколько было передряг и войн в этой связи? На право называться таковыми претендовало две созданные структуры. Не хочу и не буду вспоминать и поднимать те 90-е, но время, в которое создавалась нынешняя организация отразилась на всём, что с ней происходило на начальном этапе становления. Самым значимым событием после регистрации СРР стало то, что лагерь радиолюбителей разделился на несколько частей. А точнее, на три. Одна поддержала и стала участвовать в жизни и становлении нового Союза (сторонники выбранного руководства), другие устранились и отошли от возможности членства и всеми способами стали позиционировать вновь созданный Союз как нелегитимный орган, третья же часть вообще отошла от дел «политических» и на правах добровольного нахождения в Союзе просто игнорирует его существование.
Мы все прекрасно знали о том, что во всём мире это возможно, но никогда не думали, что и в нашей стране можно будет увидеть штампик «Not member of SRR» и тем более его оттиск на QSL. Помню, получая возврат карточки с таким штампиком из Германии или другой страны с друзьями часто плевались и рассуждали о том, что могли бы и просто отдать человеку мою красивую открытку с видом гор Кавказа и оттиском синего штампа на задней стороне. Я ведь за неё заплатил целых три копейки и ещё на чернила потратился. Но вот и у нас это стало нормой. Вот теперь вопрос, норма ли это для нас?
Как и в политике, так и в нашей общественной жизни мы будем сильны, если мы вместе, действуем в одном направлении и руководство делает всё, что бы мы себя таковыми считали и были. Однако, что сейчас? Организация существует, плохо ли хорошо, но уже и 20 лет канули в прошлое. Союз превратился из номинальной структуры в мощную радиолюбительскую организацию. Не хочется перечислять все достижения и результаты работы, те, кто всё-таки в радио, а не в сети Интернет, прекрасно видят и понимают, что сделано немало. Какой праздник получился с WRTC, расширены радиолюбительские диапазоны, увеличена мощность, появились CEPT — лицензии, принимаются экзамены на категории, — перечислить всё невозможно, да и не для этого я печатаю эти буквы. Просто хотелось подчеркнуть, что каким бы не виделся Союз для многих радиолюбителей, он делает свою работу, которая организована и направлена лишь на одну цель — чтобы радиолюбителям в России было легче, приятней и комфортней заниматься своим любимым хобби. Многие скажут: «Я и без СРР хорошо занимаюсь своим хобби»… Конечно, так и есть, ведь тем, что делает СРР для радиолюбителей можно пользоваться всем, кто имеет отношение к радио, вне зависимости от членства в Союзе. Только, какая то односторонняя любовь к Родине получается…
Мы привыкли слышать фразы: «А что мне дало государство, чтобы я платил (много платил, не платил) налоги?» Всегда считалось чуть ли не геройством уйти от возможности оплачивать что либо, не контролируемое самим плательщиком. Ведь никому не приходит в голову мысль требовать от администрации муниципального образования отчёт о потраченных 28 рублях 56 копейках, заплаченных в виде того или иного налога, т.е. знать куда ушли налоги? Однако в нашем случае то ли от незнания, то ли от чрезмерной подозрительности, сдавать на общественные нужды организации, которая делает хоть что-то для каждого из нас, считается чуть ли не лоховством.
В нашем РО взносы вместе с нуждами радиоклуба составляют одну тысячу рублей. Видел часто на собраниях шумное недовольство по поводу суммы взноса и в большей степени от тех, кто как раз мог себе эту сумму позволить. После возмущений, после собраний -конференций эти же люди могли «залить за воротник» суммы, равные взносам на несколько лет вперед. Обидно видеть это. Обидно быть слабой организацией, которая не может себе позволить финансирование детского радио, соревнований школьников и других мероприятий, направленных на популяризацию нашего хобби.
Посмотрите, на любом собрании (конференции, пленуме, съезде) вы видите молодёжь? Вы её и в эфире-то слышите крайне редко. Но ведь это как раз не причина, а следствие нашего с вами отношения ко всему этому. Отчитываясь как председатель РО о проделанной работе, я часто ловлю себя на мысли, а нужно ли это кому-либо вообще? Активно работать в эфире, пользоваться сервисами, программами, производить QSL обмен, участвовать в соревнованиях, — как можно это всё отделить от членства в самой организации, которая объединяет всех нас в российское радиолюбительское сообщество? Это не колхоз, в который нужно было сгонять зажиточных и бедных крестьян, это добровольный Союз, который своими действиями и работой делает маленькие и приятные вещи. Ведь не за горами и 50 МГц, все скажут спасибо и обязательно найдутся те, кто в сети проводной станет рассказывать, о том, что это можно было сделать и 10 лет назад и что толку от этого нет…
Монолог на эту тему можно продолжать бесконечно, тролли будут потом и «добрую порцию» негатива я прочитаю потом, что не мешает мне сейчас высказаться. В любой болтовне должно быть какое-то предложение, иначе это так и останется трёпом.
Поэтому, хотелось выяснить, возможно ли юридически закрепить членство в национальной радиолюбительской организации при открытии хотя бы на три года в виде обязательной процедуры. Какие взносы бы были оптимальными, чтобы будущие члены не шарахались от цифр? Прежде чем вываливать на Организацию непотребное и требовательно спрашивать, что СРР сделал для меня, необходимо задавать себе вопрос: «А что я могу сделать для радиолюбительства вообще? Нужно ли мне вообще радио, или хватит того, что я могу общаться на 3 МГц?» Я всем этим хотел сказать, что пора проснуться и вылезти из своих домашних шэков, в которые многие залезли, как улитки, и происходящее их либо не волнует, либо просто раздражает, потому что происходит без их участия.
Посмотрите реально, в нашей Республике можно по пальцам пересчитать, тех, кто что то сделал или делает для всех нас. Алий Куйсоков (UA6YW) — всегда в гуще событий, всегда готов помочь любому и всем, даже бизнес – в радиолюбительской плоскости, радиолюбитель до мозга костей. Геннадий Шкурин (RU6YA) — человек, который детям посвятил и посвящает большую часть свой радиолюбительской жизни, растит спортсменов, разрядников, обучает и передает навыки подросткам, которые ему благодарны. Владимир Величко (RA6YJ) — тот, на котором висит самая неблагодарная работа, за которую он получает целых 2,5 т.р. в месяц, а это и списки, и документация, и протоколы и QSL карточки, и круглый стол… Сергей Быковский (RA6YDX ) — участвует и организовывает спортивные мероприятия, весь спорт в Адыгее по радио, всегда помощь в составлении отчетов, установке программного обеспечения, каждый знает его телефон и наверняка не раз обращался за помощью в связи с тестами. Виктор Сошкин (UA6YHZ) не член СРР, но каждый год пробивает возможность выступления его станции RK6YYY в полевом дне и других соревнованиях на УКВ. Вокруг него всегда технари и операторы, всегда рад оказать содействие. Нельзя не вспомнить RA6YV с «май-френдом», RA6YR с Октавией, а UA6YP, UA6YY сколько сделали для нас? И многие — многие другие… Разве это возможно измерить деньгами? Мы все что-то делали для всех нас.
Так откуда такой нигилизм, пофигизм и просто игнор всего, что мы когда то сами создавали? Прошу пересмотреть своё отношение к членству в нашей организации. Никаких репрессивных мер не предполагается, хочется достучаться до тех, кто сомневается, до тех, кто не уверен, до тех, кто ушёл из сообщества и ограничил себя рамками своей собственной улитки.
73, Александр Гаас (RY7Y)
Председатель РО СРР по Республике Адыгея
Майкоп, 2013 г.